Автомобильный кузов транспортного средства производится из металла, а значит, он, как и все прочие изделия из металла, подвержен возникновению ржавчины.  Коррозия разрушает металл. Существует много типов коррозии, но главную роль в процессе коррозионного разрушения автомобиля играет электрохимическая коррозия. Она возникает, если на поверхности ме­талла имеется электролит, то есть водный раствор со­лей, кислот, щелочей. Особенно интенсивно это происходит при относительной влажности воздуха более 60%.

На коррозионную стойкость автомобиля оказывают влияние множество факторов, среди которых выделим следующие основные:

  • Среда эксплуатации (климатические условия, загрязнённость, качество дорог)
  • Объем противокоррозионных мероприятий.
  • Способ эксплуатации и хранения автомобиля.

Среда эксплуатации.

В Санкт-Петербурге практически уникальная ситуация. Даже наши соседи-города Хельсинки, Выборг, Новгород, Псков имеют более благоприятные климатические условия. Относительно их наш город более подвержен осадкам: среднее число дней в году с осадками от 200 до 230 дней(!). И это больше, чем во всех указанных выше городах-соседей. Наш город расположен на болотистой почве, что также отличает его от соседей и приносит более высокую среднегодовую влажность воздуха. Устье Невы большую часть времени находится под влиянием циклонов, что вкупе с нагонной волной провоцирует мощные наводнения. Жить на этом участке земли очень трудно. До решения Петра Первого основать город, здесь практически никто не жил. И не спроста.

В городских условиях кузова служат меньше, чем в сельских. В последние годы в атмосфере повысилось содержание оксидов серы, азота, углерода. А значит, автомобиль омывается кислотными дождями, фактически — электролитом, ускоряющим коррозионные процессы. Количество предприятий промышленности в нашем городе гораздобольше, чем в Пскове или Новгороде. Поэтому и воздух загрязнен сильнее. Этот факт ускоряет процессы коррозии.

Морской климат делает коррозию примерно в два раза активнее, чем резко континентальный. Соответственно, Санкт-Петербург опять же менее благоприятен, чем те же Новгород или Псков.

соль на дорогах2Отдельно нужно остановиться на противо-гололедных мероприятиях в Санкт-Петербурге. И в этом аспекте наш город уникален! Уже очень давно ходят разговоры о переходе на финский способ борьбы с гололедом, а именно на применение гранитной крошки взамен технической соли и противо-гололедным химикатам. К сожалению, климат нашего города характерен более высокой средней температурой зимы, чем в Финляндии. Стандарты, принятые в Финляндии, учитывают малое количество переходов температуры через нулевую отметку в течение зимнего периода (с ноября по март). Иными словами, эта северная страна длительное время живет при минусовых температурах. Исходя из этого, стандартным дорожным покрытием является снежный накат, посыпанный гранитной крошкой. Это покрытие допустимо как в сельской местности, так и в городах. При повсеместном обязательном применении шипованных шин это покрытие обеспечивает необходимый уровень безопасности. При достаточной дороговизне гранитной крошки предусмотрено ее многократное применение, т.е. сбор с улиц в теплое время, просеивание и повторное применение. Отсутствие мощной развитой системы ливневой канализации даже в крупных городах позволяет осуществлять этот сбор. Использование этого метода обслуживания дорог позволяет финнам создавать очень комфортные условия для кузовов автомобилей. Факторы, ускоряющие коррозию, сведены к минимуму. В условиях же Санкт-Петербурга и России опыт Финляндии не применим! И вот по каким причинам. Во-первых, в течении зимы многократно происходят оттепели и вышеуказанный снежный накат попросту не сохранится на протяжении зимы. Во-вторых, почти вся рассыпанная гранитная крошка будет смыта в ливневую канализацию, что делает ее одноразовой. В-третьих, при отсутствии снежного наката эффективность действия крошки сильно снижается.

соль на дорогахПоэтому Правительство Санкт-Петербурга уже несколько лет назад указом Губернатора отказалось от применения гранитной крошки на автомобильных дорогах. Крошка применяется только на дворовых территориях и частично на тротуарах. К тому же, стандарты дорог, принятые в России, подразумевают максимальное отсутствие льда и снежного наката на дорогах. Поэтому повсеместно используются и будут использоваться противо-гололедные реагенты. Тут у дорожных служб имеются два варианта: техническая соль и современные противо-гололедные химикаты. Главные свойства любых противо-гололедных составов это способность уничтожать лед, агрессивность или негативное воздействие на материалы (на металлические кузова машин, дорожное оборудование ( перила, отбойники, ограждения, мачты), на обувь и одежду граждан) а также стоимость. По способности уничтожать лед техническая соль в два-три раза превосходит любые противо-гололедные препараты, однако и ее агрессивность примерно во столько же раз и выше. По стоимости техническая соль практически вне конкуренции: она дешевле более чем в пять раз. Поэтому год за годом, бюджет Спецтранса по объемам закупки перед зимой составляется в пропорции 1:5 в пользу технической соли. И с этим ничего не поделать!

каша на дороге2Объемы использования этих смесей и соли в Питере гораздо выше, чем в тех же Новгороде и Пскове ввиду более континентального климата в этих городах. В течении зимы там меньше переходов температуры через ноль, а соответственно, и меньше обледенение дорог.

По сути, наши с вами автомобили на долгих полгода минимум погружаются в «кашу» из снега, соли, противо-гололедной химии и песка. Неудивительно, что скорость ржавления машин в Санкт-Петербурге самая высокая в России, а может и в мире!

Объем противокоррозионных мероприятий.

Коррозию гораздо эффективнее предотвращать, чем останавливать. Поэтому хорошо защищенный автомобиль способен долго не ржаветь даже в Санкт-Петербурге.

Сервисная картаЗащита от коррозии – это постоянный, а не разовый (!) процесс. Концерном Ваксоил разработана программадолговременной защиты кузова от коррозии. Все поверхности кузова можно подразделить на три группы: наружная поверхность, днище с колесными арками, скрытые полости. Все эти поверхности защищаются по-разному. Наружная поверхность: для предотвращения коррозии она окрашивается. Но в процессе эксплуатации нужно следить за целостностью ЛКП. При появлении любых сколов, их нужно закрашивать. Ноукрепить ЛКП и не допустить сколов помогает регулярное (ежегодное) нанесение защитных пленок. В линейке Ваксоил эту задачу решает состав Waxoyl-100Plus. Скрытые полости: окраске они не поддаются. Поэтому специальными зондами в скрытые полости наносится Waxoyl-120-4. Поскольку воздействия на скрытые полости ничтожные, достаточно однократной обработки. Днище: самое уязвимая поверхность автомобиля. Днище защищается пластичной мастикой Waxoyl-Hardwax. Дорабатывать днище надо не реже одного раза в год. Программа Ваксоил это предусматривает, беря все расходы по доработке целостности покрытия на себя внутри установленного сервисного срока.

Способ эксплуатации и хранения автомобиля.

Автомобиль создан для того чтобы двигаться. В антикоррозионном смысле неплохая ситуация, когда машина используется постоянно, но с умеренной интенсивностью. Поясним: если автомобиль используется редко, и большей частью времени стоит, в нем ограничена принудительная вентиляция воздуха. Поэтому при наличии в скрытых полостях влаги вместе с частицами противо-гололедных препаратов, коррозия там развивается быстрее, чем на движущимся автомобиле.

ямы на дорогахЕсли же автомобиль эксплуатируется с повышенной интенсивностью, более существенно на состояние антикор-защиты влияют уже вибрационные и ударные нагрузки. Особенно силен этот фактор в регионах с плохим дорожным покрытием. Иными словами, чем больше ям на дороге, тем хуже. Эти нагрузки неизбежно на любом автомобиле приводят к микро-трещинам в защитных покрытиях, попадание в них влаги и  началу очагов коррозии. Более приемлема в данном аспекте умеренная, но постоянная езда на машине по ровным дорогам.

Хранить машину лучше всего в хорошо проветриваемых помещениях с минимальными перепадами температур относительно наружной среды. Таким образом, гаражи и отапливаемые крытые парковки в зимнее время не столь удачное решение. Лучшим решением является открытая парковка с наличием крыши.

машина в гаражеВот еще важный пример: та же зима или весна-осень. Утром водитель прогревает машину, ночью она остывает — в дверях и порожках образуется конденсат. И так каждый день. А вот, казалось бы, мелочь: в машине мы дышим, выдыхаем углекислый газ, а коррозии это только на руку.